Китайский Фарфор 


 Фарфор был изобретен в Китае в 6-8 веках. Помимо таланта и упорного труда китайских гончаров этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). 


     Первыми известными изделиями из китайского фарфора были стройные вытянутые сосуды с полированной поверхностью, голубые и особенно ценные бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название селадон. Эти изделия относятся к эпохам Тан (7-10 века) и Сун (10-13 века). Затем появились молочно-белые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу, голубые изделия «жу-яо», украшенные глазурью сосуды «цзинь-яо» из провинции Хэнань. 
                               

      Начиная с 14 века в эпоху Мин (14-17 века), ведущим центром изготовления фарфора становится Цзиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов (саньцай) или подглазурной синей росписью, которая часто сочеталась надглазурной росписью (доуцай). Именно фарфор этого периода (в основном бело-голубой), производившийся в больших количествах, попал в Западную Европу, где сразу же привлек европейцев своим техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и декора. В Европе китайские изделия стали называться шинуазри. 

      Декоративная роспись ценилась выше, чем сами вазы, кувшины и сервизы. Основными мотивами росписи были разнообразные цветы (пионы, хризантемы, традиционный лотос), ветки сосен, птицы и звери, драконы.

 

       В конце 17 — начале 18 века в Западную Европу стал экспортироваться высококачественный китайский фарфор зеленого семейства, розового семейства, а также желтого семейства, пользовавшийся большим спросом. В этих изделиях, названных по преобладанию соответствующего тона, привлекала утонченность форм, чистота поверхности. Изделия из так называемого пламенеющего фарфора с глазурью фламбе покоряли красочностью поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад тематика росписи начала расширяться — на изделиях появились сюжеты, почерпнутые из европейских гравюр, заказные геральдические фигуры. 


       В 19 веке китайский фарфор пришел в упадок. Современные фарфоровые изделия опираются на лучшие образцы старинного китайского фарфора. Коллекционеры главным образом свои предпочтения отдают особо ценному антикварному китайскому фарфору, немало великолепных изделий из него нашли свое место в обширных коллекциях керамики Пола Гетти, Дж. Пирпонта Моргана, Уильяма Баррела, Ричарда Уоллеса.