Искусство каллиграфии

               

"….В основе каллиграфии лежит природа, а в ней всё рождается от превращений женского начала инь и мужского ян. Именно в этих превращениях созидаются, выкристаллизовываются формы. Скрытая в кисти,затаившаяся в её кончике сила, энергия ритмов инь-ян, находит завершение в иероглифе, отливается визящное, красивое. Если она возникла и проявилась, еёневозможно остановить, если же она ускользает, тает, теряет свои очертания, её уже нельзя задержать..."

(из древнекитайских трактатов по каллиграфии)

                                

      Что является причиной того, что современный человек занимается каллиграфией?

В европейской традиции мы пишем буквы, которые затем складываем в слова. В китайской традиции - иероглифы. Иероглиф - это знак, который обозначает слово, понятие. Для западного человека это крайне непривычно, поскольку его учили выражать мысли линейными буквенными цепочками, в отличие от китайца, выражающего мыслизнаковыми понятиями. Для китайца иероглиф является средством общения, как правило, лишенном всякой художественной ценности. Европейский человек, не зная смысловой нагрузки иероглифа, подсознательно улавливает его структурность, поскольку она гармонично выстроена в пространстве.

Если бы современный европеец увидел шумерскую клинопись, то он был бы зачарован ее простотой и загадочностью. То же самое происходит и в случае с иероглифами. Иероглифы не менее древняя система письма. История письменности в Китае насчитывает, по крайней мере, пять тысяч лет. Современные иероглифы с тех пор по сути не изменились. Подсознательно нынешний европеец видит в иероглифах древние символы-пиктограммы, лежащие в основе архаической письменности. Поэтому для современного человечества каллиграфия не может не быть неким видом абстрактного искусства.

Каллиграфия подобна живописи, и процесс создания иероглифа кистью и тушью сродни процессу создания картины. Эту картину можно просто созерцать либо созерцать и проникаться ее духом.

 

 

Выражая себя, цветок источает 
свое неповторимое благоухание. 
Каллиграфия- это цветок души человека.

Ханда Сюко, 
японская поэтэсса и каллиграф

"Четыре драгоценности ученого"

      Кисть, тушь, бумага, тушечница - эти четыре предмета материальной культуры традиционного Китая известны как "четыре драгоценности ученого". Этим названием они обязаны тому, что являются неотъемлемой частью жизни всякого образованного человека в Китае.      Китайские искусства каллиграфии и живописи, обладающие неповторимым своеобразием и утонченностью, в последние годы получили широкую известность во всем мире, можно сказать, стали мощным направлением в художественных кругах. Между тем занятия каллиграфией и живописью во многом основываются именно на владении кистью, тушью, бумагой и тушечницей, поскольку только посредством этих принадлежностей можно добиться особой выразительности. присущей китайскому искусству. Поэтому и придается столь большое значение "четырем драгоценностям ученого".  Китайская поговорка гласит: "Дабы преуспеть в работе, прежде следует отточить инструменты". И вполне естественно, что к выбору своих профессиональных инструментов всякий художник подходите величайшей ответственностью. В период династий Тан (7 - 10 вв.) и Сун (10 - 13 вв.), когда в Китае процветали искусства, мастерство изготовления "четырех драгоценностей"достигло высокого совершенства. Особую известность получили танские кисти чжугэби и тушечницы дуаньсиянь. А знаменитая тушь лидингуймо и бумага чэнсиньтанчжи, созданные в эпоху Пяти династий (первая половина 10 в.), являлись предметом восхищения для многих поколений образованных людей в Китае. Высокий уровень изготовления "четырех драгоценностей" непосредственным образом повлиял на развитие китайской каллиграфии и живописи. Распространение книгопечатания и массовое производство бумаги и туши во времена династии Сун способствовали тому, что многочисленные произведения художников и каллиграфов этой эпохи получили весьма широкое хождение по всей стране. Что касается сунских книг, то немалое их число дошло и до наших дней; их бумага почти не тронута временем, а краски не потускнели. Это ли не свидетельство их непревзойденного качества!

 

Кайшу

Письмо по образцу, или уставное письмо

      Современный стиль написания иероглифов. С освоения этого почерка и начинается обучение китайской и японской каллиграфии. Ещё могут встречаться другие названия этого стиля - чжэншу (точное письмо) и чженьшу(письмо без искажений).
         Считается, что почерк кайшу возник в ханьскую эпохуи по сути явился продолжением эволюции стиля лишу. Для иероглифов характерны ровные, гармоничные формы, чётко и спокойно прорисованные линии, структурная гармонияэлементов.

 

Лишу
Систематизированное или деловое письмо

Также носит название лицзы (систематизированные иероглифы), цзошу (письмо левой рукой). Появилось в эпоху Цинь (221-207 гг. до н.э.).
         Является дальнейшим развитием или, можно сказать, упрощением почерка сяочжуань, в основном из-за усовершенствования орудий письма (появляется кисть, бумага) и необходимости более быстрого написания книг или свитков. В трактате Вэй Хэна "О достоинствах четырёх видов письма" эпохи Цзинь сказано:

      "Во времена династии Цинь использовали чжуань. Циньских книг было много, а иероглифы чжуань писать непросто. Поэтому люди, занимавшиеся делопроизводством и упорядочиванием книг, чтобы облегчить труд, придумали более простые иероглифы и назвали их лишу - деловое письмо".